Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

языковая компетенция

Переводоведческий словарь

языковая компетенция - наличие набора языковых знаков и структур в сознании носителя языка.

Понятия лингвистики

Языковая компетенция (знание языка)

1. Термин Н. Хомского, обозначающий часть дихотомии competence performance, используемой для интерпретации языковой способности и речевой деятельности человека без учета социальных, ситуативных и других факторов («грамматизм» Хомского).

2. Собственно лингвистический уровень владения языком: владение грамматической и словарной сторонами языка.

3. По Ю.Д. Апресяну, к языковым умениям говорящего относятся:

1) умение выражать заданный смысл разными способами;

2) умение извлекать смысл из сказанного;

3) умение отличать правильные в языковом отношении высказывания от неправильных.

Методические термины

ЯЗЫКОВА́Я КОМПЕТЕ́НЦИЯ.

То же, что лингвистическая компетенция. Владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонемном, морфемном, лексическом, синтаксическом. Учащийся обладает Я. к., если он имеет представление о системе изучаемого языка и может пользоваться этой системой на практике. На качество Я. к. в изучаемом языке влияет не только степень владения им, но и уровень компетенции учащихся в родном языке. Я. к., по Н. Хомскому, означает способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения. В исследовании порогового уровня владения русским языком. Я. к. определяется как «способность учащегося конструировать грамматически правильные формы и синтаксические построения, а также понимать смысловые отрезки в речи, организованные в соответствии с существующими нормами русского языка, и использовать их в том значении, в котором они употребляются носителями языка в изолированной позиции» (Пороговый уровень, 1996).

Социолингвистика

(Знание языка)

Собственно лингвистический уровень владения языком; подразумевающий знание и владение грамматической и словарной сторонами языка. Термин Н. Хомского, представляющий часть дихотомии competence / performance, предложенной им при интерпретации языковой способности и речевой деятельности человека, при этом Хомским учитывались лишь собственно языковые стороны владения языком и игнорировались социальные, ситуативные и др. факторы («грамматизм» Хомского).

К собственно языковым умениям говорящего Ю.Д. Апресян относит: умение выражать заданный смысл разными способами; умение извлекать смысл из сказанного; умение отличать правильные в языковом отношении высказывания от неправильных. Напр., к сфере Я.к. относится умение распознавать омонимию, способность к перефразированию и др.

<=> коммуникативная компетенция

См. также: Владение языком, Коммуникативная компетенция

Полезные сервисы

языковая компетенция (знание языка)

Лингвистические термины

1. Термин Н. Хомского, обозначающий часть дихотомии competence performance, используемой для интерпретации языковой способности и речевой деятельности человека без учета социальных, ситуативных и других факторов ("грамматизм" Хомского).

2. Собственно лингвистический уровень владения языком: владение грамматической и словарной сторонами языка.

3. По Ю.Д. Апресяну, к языковым умениям говорящего относятся:

1) умение выражать заданный смысл разными способами;

2) умение извлекать смысл из сказанного;

3) умение отличать правильные в языковом отношении высказывания от неправильных.

Полезные сервисы

языковая компетенция носителя языка

Лингвистические термины

Знание языка и коммуникативные навыки, которые обеспечивают носителю языка возможность создавать и понимать речь (тексты) разной степени сложности и разной целевой направленности.

Полезные сервисы